Создание гидротехнических сооружений р. Сосенка

Заканчиваются работы по созданию гидротехнических сооружений на участке р. Сосенка и русловом пруду, в простонародье называемом «штаны», которые находятся  на повороте в деревню с ул. адмирала Корнилова — рядом с территорией продовольственного рынка Футсити.  Пруд и участок реки   взяты в аренду ООО «Пламя» у Департамента жилищно -коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы от 24.11.2016 г. № 77.09.01.016-П-РАБВ –С  01295/00 . Кроме этого, данной организацией была получена  вся разрешительная  документация  , в том числе и в  Московско-Окском территориальном  управлении  РОСРЫБОЛОВСТВА, на создание гидротехнических сооружений.

Давайте посмотрим, как начиналось это самое создание гидротехнических сооружений?

В общих чертах все происходило достаточно просто. Проложили  трубы , привезли огромное  количество строительного мусора —   тысячи  машин сваливали отходы  со строительных площадок       Тинао.  Работа велась и день и ночь.   Сегодня , можно с гордостью увидеть  результат труда  этого большого коллектива, куда входят не только собственники Фут сити и его руководство, но и чиновники различных рангов.

На этом фото видно, что все отходы присыпаны чистым грунтом.  Все утрамбовано и сотни машин выстроились в ряд на месте бывшего русла реки.

Пруд «штаны», вернее земельный участок, сформированный на его части, тоже готовится к сдаче , хотя от пруда осталась только узкая полоска воды.

Еще весной этого, 2017 года,    юристом Содружества Татьяной Михейкиной было подготовлено обращение, суть которого  —  выявление и устранение нарушений законодательства, которые допущены органами власти и хозяйствующими  субъектами при возведении гидротехнических сооружений  на федеральном водном объекте — реке Сосенке и водных объектах, расположенных на  ее водотоке  в районе поселения Сосенское ТиНАО г.Москвы,  которые привели  к возникновению негативных последствий на  прилегающих территориях и разрушении водного объекта.

Заявление о негативном воздействии на окружающую среду и нарушении природоохранного законодательства в области водных правоотношений

в порядке и на основании ст. 11 ФЗ « Об охране окружающей природной среды»  было направлено:

—   в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (РОСПОТРЕБНАЗДОР);

— в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования РФ (РОСПРИРОДНАДЗОР);

 — в Министерство природных ресурсов и экологии РФ;

—  в Федеральное агентство по водным ресурсам ;

 -в Федеральную службу кадастра и картографии РФ (РОСРЕЕСТР);

-в Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ (РОСГИДРОМЕТ);

-в Федеральное агентство по недропользованию (РОСНЕДРА);

-в  Московско-Окское территориальное управление РОСРЫБОЛОВСТВА;

— в Межрайонную природоохранную прокуратуру г.Москвы.

Так что же представляет из себя река Сосенка?

Краткие сведения о водном объекте река Сосенка код объекта 09010101612110000024050

Водная система: Десна → Пахра →Москва → Ока → Волга →Каспийское море. Данный водный объект имеет протяженность около 20 км от истока до устья, водный бассейн 107 кв. км.

До присоединения к Москве новых территорий, река протекала по территории двух субъектов и подлежала федеральному надзору и мониторингу, вдоль нее пролегал туристический маршрут.  После присоединения  река полностью распложена на территории одного субъекта РФ – Москвы, в связи с чем функции надзора и мониторинга реки предоставлены органам государственной исполнительной власти г.Москвы.

Особенности рельефа местности.

Протекая по территории Сосенского поселения, река Сосенка с возвышенности спускается в долину, где расположена ее пойма, расположена ООЗТ 68 (дубовая роща более 160 лет), и где имеются низменности с высоким уровнем стояния грунтовых вод, особенно – со стороны правого берега реки. Сама река имеет очень разветвленную структуру с множеством притоков, тремя каскадными русловыми прудами в области возвышенности, системой ручьев.  На всем протяжении реки вдоль ее русла здесь распложены вновь создаваемые и ранее существующие промышленные предприятия, поселения, садоводческие товарищества. Причем, промышленные объекты расположены преимущественно в  верховьях реки (технопарк ИНДИГО, ТК ФУД СИТИ),  в то время как в долине, на территориях прилегающих к реке Сосенке, расположены ООЗТ 68, деревня Николо-Хованское, не имеющая центрального водоснабжения, многочисленные СНТ с постоянным проживанием, коттеджные поселки,  Хованское кладбище.

Использование водного объекта

Со времени перехода реки в ведение органов исполнительной власти г.Москвы, неоднократно принимались решения о предоставлении реки в пользование, на основании которых части русла реки Сосенки и ее русловых каскадных прудов были засыпаны и заключены в коллекторы.

В период возведения этих гидротехнических сооружений, контрольно-надзорными органами неоднократно фиксировались и фиксируются многочисленные нарушения экологического законодательства, виновные лица привлекались к ответственности.

В настоящий момент указанные работы также ведутся с нарушениями природоохранного законодательства и   на прилегающей территории к ТК ФУДСИТИ – крупнейшего продовольственного рынка в Европе.

Состояние водного объекта

С момента начала этих работ  в 2012 году и до сего дня, состояние самого водного объекта и прилегающих территорий значительно ухудшилось, о чем свидетельствуют следующие факты.

Ухудшение качества воды в реке и в питьевых колодцах деревни Николо-Хованское, расположенной на территориях прилегающих к реке.  Ухудшение состояния вод реки Сосенки на территории Сосенского поселения    г.Москвы определяется визуально и подтверждается лабораторными исследованиями проб воды.  (Приложения №1, №2, №3)

В зимний период река перестала замерзать, воды реки часто источают зловонный запах, приобрели грязно-желтый цвет, утратили прозрачность. В летний период  отсутствует водоплавающая птица.   Ранее 2011-2013 года, река зимой всегда была закована в лед ; летом прозрачность воды позволяла видеть дно,  вода имела оттенок обычный для речного водоема, берега изобиловали речной птицей и рыбой.

 Лабораторные исследования проб воды в реке и  в колодцах на территориях, прилегающих к реке, за 2012 -2017 года в сравнении показали, что вода в реке стала непригодной для использования ее в рекреационных целях; как в реке, так и в колодцах,  используемых в деревне для питья, сверх нормы возросли бактериальные показатели, обнаружены кишечные палочки, устойчивые к кипячению.

Изменения уровня  вод реки

С 2012 года и по настоящий момент уровень вод реки Сосенки ниже гидротехнических сооружений  характеризуется значительными перепадами, что свидетельствует о неблагополучном состоянии всей водной системы реки Сосенки на данном участке.

 Так, до 2013 года, в период паводков разливы реки были незначительны. Весной 2015-2016 г.г. разливы вод реки в весенний период  были столь обширны, что вызывали подтопления жилых домов, расположенных на прилегающих к реке территориях.

А в весенний период 2017 года жителями деревни наблюдалось, напротив ,критическое, ранее не бывалое, снижение уровня воды в реке в сочетании с критическим, ранее не наблюдавшимся переполнением вод ручьев и притоков Сосенки на прилегающих к реке территориях.

Непредсказуемые в последние годы  изменения уровня вод в реке и на прилегающих территориях вызывает беспокойство   населения,  поскольку  создает вероятность негативного влияния вод на имущество и здоровье местного населения.

Так как ручьи и запруды, являющиеся частью реки  Сосенки,  находятся не только вблизи домов, но и порой – под ними. А рядом с рекой, в низине по правому берегу с высоким уровнем стояния груновых вод,  расположена деревня и вновь созданный поселок «Вяземское», в силу геологии рельефа (низменность) имеющий перекачиваемую, а не сливную канализацию, вероятность подтопления жилых строений и попадания зараженных вод реки в питьевые колодцы крайне высока.

Особое беспокойство при этом вызывает тот факт, что деревня и многочисленные СНТ расположены между рекой Сосенкой и регулярно подтопляемой весной территорией Хованского западного кладбища. Кладбище,  отделенное от жилых строений дубравой -ООЗТ 68, где также отмечается традиционно высокое стояние грунтовых вод, а  проблемы с подтоплением территорий могильника в весенний период настолько значительны, что для борьбы с ними  требуется создание специальной системы отведения вод,  как это отмечено главой Департамента развития новых территорий г.Москвы  В. Жидкиным  http://realty.interfax.ru/ru/news/articles/82535/

Наличие причинно-следственной связи между возникновением негативных изменений в состоянии водного объекта  и  заключением реки в коллекторы  на данной территории.

Как ранее было отмечено в результате наблюдений, негативные процессы в реке совпали с возведением на ней гидротехнических сооружений и засыпкой различных частей ее водной системы.

Наиболее значительны эти негативные процессы на тех участках реки Сосенки и на тех прилегающих  к ней территориях, которые расположенных в районе ее долины, в пойме, то есть — ниже установленных гидротехнических сооружений.

Совокупность данных обстоятельств указывает на то, что существует связь и между таким не типичным для реки Сосенки состоянием и возведением  гидротехнических сооружений на ней. 

 На взаимосвязь между заключением водных объектов в коллекторы и разрушением водного объекта вследствие этого, неоднократно указано в нормативных актах г.Москвы.

Так, в Государственной программе г.Москвы  «Развитие здравоохранения города Москвы на  2012-2020 годы» отмечено, что заключение малых рек в коллекторы является фактором снижающим качество воды в малых реках(п.1.9 раздел 1 Прил. к Постановлению Правительства Москвы от 04.10.11 №461-ПП).

 В Концепции восстановления и реабилитации малых рек г. Москвы (раздел 2 Состояние прибрежных территорий»  Прил. 1 к Постановлению Правительства Москвы от 17 июня 2003 г. N 450-ПП) также отмечено, что забор участков в коллекторы, использование прибрежных территорий под застройку различного функционального назначения приводит к прерывности (фрагментации) ландшафта, изменению гидрогеологической обстановки (подтоплению территорий, повышению уровня грунтовых вод) и ускоряет разрушение природного комплекса».  

Причем, в данной программе,  кроме вывода о вреде заключения рек в коллекторы   для самих  этих водных объектов,  содержится также и вывод о вреде таких действий  для всей водной сети г. Москвы в целом:

«На различных участках долины рек наблюдается различная степень нарушения биогеоценозов вплоть до полной его ликвидации в том месте, где река заключена в коллектор. Можно говорить об антропогенной дегрессии пойменных территорий»;

«В результате этого в настоящее время многие экологические функции водной системы и прилегающих территорий, такие как водоохранная, сохранение устойчивого биоразнообразия, частично утрачены, а ландшафтно-рекреационные функции недостаточно задействованы в градостроительной практике»;

Непрерывность речной сети в Концепции восстановления и реабилитации малых рек г. Москвы названа одним из  четырех условий существования речной сети, как экологической инфраструктуры города, а «забор участков в коллекторы, использование прибрежных территорий под застройку различного функционального назначения приводит к прерывности (фрагментации) ландшафта, изменению гидрогеологической обстановки (подтоплению территорий, повышению уровня грунтовых вод) и ускоряет разрушение природного комплекса».

Разрушающее влияние коллекторов на состояние водного объекта обосновано в Программе  анализом состояния рек Москвы  на 2016 год.:

        «Неоправданно и без должного обоснования большое количество водотоков заключено в коллекторы, что нарушает непрерывность и целостность водных объектов и водной системы г. Москвы в целом. Преобразование рек в речные коллекторы приводит к необратимым экологическим потерям:

нарушаются процессы естественного самоочищения рек; ликвидируются речные долины, выполняющие в городе роль «экологических коридоров»;

— создаются условия для возможного подтопления прилегающих территорий, так как коллекторы рассчитаны на русловые расходы рек без учета общего объема поступления сточных вод, включая производственные (условно-чистые), от абонентов городской водосточной сети;

— проектирование и строительство коллекторов не предусматривает выполнение дренирующих функций окружающих территорий ввиду низкой водопроницаемости бетонных стенок труб по сравнению с естественными берегами русел рек;

— происходит заиление коллекторов, ведущее к необходимости проведения затратных работ по их промывке и очистке.

 По степени техногенной трансформации малые реки г. Москвы могут быть классифицированы:

1 класс — сохранившиеся полностью, открытые на 90% протяженности;

2 класс — умеренно трансформированные, открытые на 90-50% протяженности;

3 класс — сильно трансформированные, открытые на 49-10% протяженности;

4 класс — полностью утраченные, закрытые на 90% протяженности.

Исходя из данной классификации, полностью утрачено 40 малых рек и ручьев (4 класс), сильно трансформированы — 27 (3 класс), умеренно трансформированы — 28 (2 класс); сохранившиеся — 38 (1 класс). Для Москвы в ряде случаев канализация рек представляется неоправданной».

Таким образом, наблюдениями доказано, что заключение реки в коллекторы является мощным фактором, разрушающим водный объект, и разрешение на проведение таких работ должно иметь серьезное обоснование в каждом отдельном случае.

В Концепции восстановления и реабилитации малых рек г. Москвы по этому поводу отмечено:  «Существующая система пойменных и прибрежных территорий представляет собой фрагментированную цепочку незастроенных площадей с частично сохранившимся озеленением и природными сообществами в различной стадии антропогенной дегрессии. Долины рек трансформированы, подвержены оползневым и эрозионным проявлениям, отдельные участки водоохранных зон захламлены, имеют место незаконно размещенные постройки, некоторые участки русел рек завалены деревьями и мусором.

Это связано, с одной стороны, со сложившимся отношением к речной системе и прилегающим территориям как к «бесхозным неудобьям«, не представляющим градостроительного интереса или требующим более дорогостоящих инженерных решений при их освоении. С другой стороны, эти территории находятся под защитой природоохранного законодательства, ограничивающего возможность осуществления на них хозяйственной деятельности»

Между тем, экономические интересы  хозяйствующих субъектов, выигрывающих на упразднении водоохранных зон в тех местах, где установлены коллекторы (ч.10 ст 65 ВК РФ), не может являться достаточным обоснованием для действий, создающих угрозу здоровью и экологическому благополучию человека, а так же – для уничтожения как самого федерального водного объекта реки Сосенки, так и прилегающих к ней территорий. 

Негативные изменения состояния реки Сосенки и   прилегающих к ней территорий, возникшие после заключения фрагментов реки в коллекторы, указывают, что в отношении этого водного объекта решения о предоставлении водного объекта в пользование для возведения этих гидротехнических сооружений были приняты без должного экспертного экологического, технического и экономического обоснования, без оценки возможных негативных последствий этих действий, что недопустимо.

Юридическое обоснование  о  недопустимости  осуществления действий, способных причинить значительный вред состоянию природного ( водного)  объекта  без  достаточных  предварительных изысканий о степени их влияния  на экологическую обстановку района и здоровье человека и серьезных обоснований необходимости осуществления этих действий.

О статусе реки Сосенки и ее русловых прудов,  как объекта правового регулирования

  • Водные объекты, за исключением прудов, обводненныых карьеров, находятся в собственности Российской Федерации (ст.8 ВК ФР)
  • Установление на создаваемый на водотоке водный объект иной кроме федеральной формы собственности не имеет правовых оснований (Письмо Минприроды России от 23 августа 2012 г. N 03-14-33/13260).
  • Русловые пруды, образованные водоподпорными сооружениями, по сути, являются водохранилищами и относятся к федеральной собственности. Данная позиция подтверждается письмом Минприроды России от 23 августа 2012 г. N 03-14-33/13260 (Федеральное агентство по рыболовству, Информация  от 12 марта 2015 года)

Окружающая среда, элементом которой являются водные объекты, подлежит охране и защите.

  • Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия , вызванного хозяйственной и иной деятельностью ( ст. 42 Конституции РФ, ст.  11 -13 ФЗ « Об охране окружающей природной среды»).
  • Приоритет охраны водных объектов перед их использованием; использование водных объектов не должно оказывать негативного воздействия на окружающую природную среду – принципы законного и иного нормативного регулирования водных отношений (ст.3 Водного кодекса РФ).
  • Водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде; вести учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (ст. 39 Водного кодекса РФ)
  • Водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека, возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст. 41 ВК РФ).
  • При проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ст.42 ВК РФ).
  • При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов (ст.55 ВК РФ)

При использовании водного объекта, вредное воздействие на него должно быть минимально, строго лимитировано, обосновано.

  • При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты(ст.60 ВК РФ).
  • Использование водохранилищ, площадь которых менее 0.5 кв. км, осуществляется в соответствии с типовыми правилами использования водохранилищ, которые в том числе содержат требования о безопасности водоподпорных сооружений, образующих водохранилище, о безопасности жителей и безопасности хозяйственных объектов в прибрежной зоне водохранилища и на нижележащем участке водотока (ст.45 ВК РФ)
  • Предоставление водного объекта федеральной формы собственности  в пользование для целей строительства гидротехнических сооружений, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов требует принятия  решения о предоставлении водного объекта в пользование со стороны  уполномоченных органов  (ст.11 ВК РФ)
  • При принятии решения о предоставлении водного объекта в пользование проверяется соответствие условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства; запрашиваются сведения о наличии положительного заключения государственной экспертизы и об акте о его утверждении (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (п.10(1), п.20 Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 Правил «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»)
  • в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование указывается: обоснование вида, цели и срока водопользования; сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте, о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта, материалы в графической форме с отображением водного объекта и размещения средств и объектов водопользования,  сведения о технических параметрах указанных  гидротехнических сооружений  и прочее
  • Представление документов не в полном объеме, запрет или ограничение на использование водного объекта в заявленных целях со стороны закона  — основание для отказа в рассмотрении заявления и основанием для отказа выдачи решения ( п.17, п.22)
  • При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается:

1). осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах);

2) производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект;

3) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций (ст.60 ВК РФ)

На федеральном уровне разработана  целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса РФ  в 2012-2020 годах» (распоряжение Правительства РФ от 28.07.2011 №1316-р), где органам МСУ делегируются в первую очередь функции по охране водных объектов федеральной формы собственности (преимущественно малых рек), утративших способность к самоочищению. Для реализации этой программы предусмотрены мероприятия по восстановлению и реабилитации водных объектов, среди которых восстановление малых рек  поименовано отдельно (VI раздел).

Ранее на уровне субъекта была разработана  Концепция восстановления и реабилитации малых рек г.Москвы, где   в качестве  мероприятий по восстановлению и реабилитации малых рек  указано:

-определение участков заключенных в коллекторы водных объектов, по которым возможно восстановление открытых русел малых рек, и разработка проектов по возврату их в естественное природное состояние.

-разработка индивидуальных проектов по реабилитации прибрежных территорий и долин малых рек (озеленение, рекультивация почвы, благоустройство) с учетом их функционального назначения.

— санация почвенного покрова прилегающих территорий малых рек.

 ПРОЩЛО 2 МЕСЯЦА.  Ответ до сих пор не получен.

На основании изложенного, в целях  купирования негативных процессов, влияющих на состояние федерального водного объекта – реки Сосенки,  охраны  и сохранения этого водного объекта, и в целях своевременного выявления, прогнозирования, предотвращения негативного воздействия вод реки Сосенка на прилегающие территории, 

Мы надеемся , что государственные органы  в сфере надзора, охраны, управления природными ресурсами и водными объектами, осуществят  следующие действия в пределах своей компетенции:

 Проведут проверку

— законности  действий хозяйствующих субъектов и должностных лиц, допустивших фрагментарное  заключение в коллекторы реки Сосенки и ее русловых прудов на территории Сосенского поселения в районе технопарка ИНДИГО и ТК ФУДСИТИ по заявкам частных хозяйствующих субъектов, с созданием искусственных земельных участков и частичной засыпкой этих водных объектов;

 — обоснованности выданных решений о предоставлении реки Сосенки и ее русловых прудов в пользование на территории Сосенского поселения в районе технопарка ИНДИГО и ТК ФУДСИТИ для целей возведения  гидротехнических сооружений, необходимыми предварительными исследованиями, заключениями, экспертизами в области их влияния на водный объект  и прогнозирования последствий такого использования водного объекта ; ( на основании ст.36 ВК РФ)

и в случае выявления нарушений законодательства инициируют действия по принудительному прекращению права пользования водным объектом и возвращению его в исходное состояние (на основании ст.9-10 ВК РФ)

  1. Организуют и проведут  наблюдение и мониторинг

— за гидротехническими сооружениями на реке Сосенке и ее русловых прудах на территории Сосенского поселения в районе  ТК ФУД СИТИ и технопарка ИНДИГО,  созданными на основании решений  о предоставлении водного объекта в пользование —  при участии Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства по недропользованию, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды , а также – представителей органов исполнительной власти г.Москвы (на основании п.8 Постановления Правительства РФ от 10.04.2007 № 219)

— текущего состояния реки Сосенки и ее трех русловых прудов на территории Сосенского поселения —  на основании  п.4 ст.24 ВК РФ и п.1 ч.3 ст.30 ВК

  1. Сообщат сведения

 — о лицах, ответственных  за ведение  наблюдений за уровнем воды в русловых прудах реки Сосенки (водохранилищах) с графиками колебаний уровня воды в водохранилище, построенном на основе данных наблюдений ( на осн.п.27 Приказа Минприроды РФ от 24.08.2010  №330)

— о мероприятиях  по охране реки Сосенки, предусмотренных  при проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации гидротехнических сооружений, допущенных к созданию на реке Сосенке и ее русловых прудов (на основании ч.1 ст.42 ВК РФ, ч.2 ст.62 ВК рф, ч.1 ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды»)

— из государственного водного реестра(водные объекты и ресурсы, водопользование, инфраструктура на водном объекте)  в отношении реки Сосенка (на основании ч.6 ст. 31 ВК РФ)

  1. Предоставят  копии решений

— Окского бассейнового совета Московско-Окского БВУ, содержащих рекомендаций по использованию и охране водного объекта, распространяющихся на реку Сосенку и ее русловые пруды ( на основании ч1 ст.29 ВК РФ)

— о предоставлении реки Сосенки и ее русловых прудов,  расположенных на территории Сосенского поселения, в пользование — по заявкам частных хозяйствующих субъектов, расположенных на территории технопарка ИНДИГО и ТК ФУДСИТИ (на основании п.12 ст.3,  ч.6 ст. 31 ВК РФ)

  1. Включат в состав бассейнового совета представителей Местного Общественного Движения  «Содружество Николо-Хованское» (на основании ч.3 ст. 29 ВК РФ)

 

Оставить комментарий

Добавить VK Man комментарии на мой сайт