Заканчиваются работы по созданию гидротехнических сооружений на участке р. Сосенка и русловом пруду, в простонародье называемом «штаны», которые находятся на повороте в деревню с ул. адмирала Корнилова — рядом с территорией продовольственного рынка Футсити. Пруд и участок реки взяты в аренду ООО «Пламя» у Департамента жилищно -коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы от 24.11.2016 г. № 77.09.01.016-П-РАБВ –С 01295/00 . Кроме этого, данной организацией была получена вся разрешительная документация , в том числе и в Московско-Окском территориальном управлении РОСРЫБОЛОВСТВА, на создание гидротехнических сооружений.
Давайте посмотрим, как начиналось это самое создание гидротехнических сооружений?
В общих чертах все происходило достаточно просто. Проложили трубы , привезли огромное количество строительного мусора — тысячи машин сваливали отходы со строительных площадок Тинао. Работа велась и день и ночь. Сегодня , можно с гордостью увидеть результат труда этого большого коллектива, куда входят не только собственники Фут сити и его руководство, но и чиновники различных рангов.
На этом фото видно, что все отходы присыпаны чистым грунтом. Все утрамбовано и сотни машин выстроились в ряд на месте бывшего русла реки.
Пруд «штаны», вернее земельный участок, сформированный на его части, тоже готовится к сдаче , хотя от пруда осталась только узкая полоска воды.
Еще весной этого, 2017 года, юристом Содружества Татьяной Михейкиной было подготовлено обращение, суть которого — выявление и устранение нарушений законодательства, которые допущены органами власти и хозяйствующими субъектами при возведении гидротехнических сооружений на федеральном водном объекте — реке Сосенке и водных объектах, расположенных на ее водотоке в районе поселения Сосенское ТиНАО г.Москвы, которые привели к возникновению негативных последствий на прилегающих территориях и разрушении водного объекта.
Заявление о негативном воздействии на окружающую среду и нарушении природоохранного законодательства в области водных правоотношений
в порядке и на основании ст. 11 ФЗ « Об охране окружающей природной среды» было направлено:
— в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (РОСПОТРЕБНАЗДОР);
— в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования РФ (РОСПРИРОДНАДЗОР);
— в Министерство природных ресурсов и экологии РФ;
— в Федеральное агентство по водным ресурсам ;
-в Федеральную службу кадастра и картографии РФ (РОСРЕЕСТР);
-в Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ (РОСГИДРОМЕТ);
-в Федеральное агентство по недропользованию (РОСНЕДРА);
-в Московско-Окское территориальное управление РОСРЫБОЛОВСТВА;
— в Межрайонную природоохранную прокуратуру г.Москвы.
Так что же представляет из себя река Сосенка?
Краткие сведения о водном объекте река Сосенка код объекта 09010101612110000024050
Водная система: Десна → Пахра →Москва → Ока → Волга →Каспийское море. Данный водный объект имеет протяженность около 20 км от истока до устья, водный бассейн 107 кв. км.
До присоединения к Москве новых территорий, река протекала по территории двух субъектов и подлежала федеральному надзору и мониторингу, вдоль нее пролегал туристический маршрут. После присоединения река полностью распложена на территории одного субъекта РФ – Москвы, в связи с чем функции надзора и мониторинга реки предоставлены органам государственной исполнительной власти г.Москвы.
Особенности рельефа местности.
Протекая по территории Сосенского поселения, река Сосенка с возвышенности спускается в долину, где расположена ее пойма, расположена ООЗТ 68 (дубовая роща более 160 лет), и где имеются низменности с высоким уровнем стояния грунтовых вод, особенно – со стороны правого берега реки. Сама река имеет очень разветвленную структуру с множеством притоков, тремя каскадными русловыми прудами в области возвышенности, системой ручьев. На всем протяжении реки вдоль ее русла здесь распложены вновь создаваемые и ранее существующие промышленные предприятия, поселения, садоводческие товарищества. Причем, промышленные объекты расположены преимущественно в верховьях реки (технопарк ИНДИГО, ТК ФУД СИТИ), в то время как в долине, на территориях прилегающих к реке Сосенке, расположены ООЗТ 68, деревня Николо-Хованское, не имеющая центрального водоснабжения, многочисленные СНТ с постоянным проживанием, коттеджные поселки, Хованское кладбище.
Использование водного объекта
Со времени перехода реки в ведение органов исполнительной власти г.Москвы, неоднократно принимались решения о предоставлении реки в пользование, на основании которых части русла реки Сосенки и ее русловых каскадных прудов были засыпаны и заключены в коллекторы.
В период возведения этих гидротехнических сооружений, контрольно-надзорными органами неоднократно фиксировались и фиксируются многочисленные нарушения экологического законодательства, виновные лица привлекались к ответственности.
В настоящий момент указанные работы также ведутся с нарушениями природоохранного законодательства и на прилегающей территории к ТК ФУДСИТИ – крупнейшего продовольственного рынка в Европе.
Состояние водного объекта
С момента начала этих работ в 2012 году и до сего дня, состояние самого водного объекта и прилегающих территорий значительно ухудшилось, о чем свидетельствуют следующие факты.
Ухудшение качества воды в реке и в питьевых колодцах деревни Николо-Хованское, расположенной на территориях прилегающих к реке. Ухудшение состояния вод реки Сосенки на территории Сосенского поселения г.Москвы определяется визуально и подтверждается лабораторными исследованиями проб воды. (Приложения №1, №2, №3)
В зимний период река перестала замерзать, воды реки часто источают зловонный запах, приобрели грязно-желтый цвет, утратили прозрачность. В летний период отсутствует водоплавающая птица. Ранее 2011-2013 года, река зимой всегда была закована в лед ; летом прозрачность воды позволяла видеть дно, вода имела оттенок обычный для речного водоема, берега изобиловали речной птицей и рыбой.
Лабораторные исследования проб воды в реке и в колодцах на территориях, прилегающих к реке, за 2012 -2017 года в сравнении показали, что вода в реке стала непригодной для использования ее в рекреационных целях; как в реке, так и в колодцах, используемых в деревне для питья, сверх нормы возросли бактериальные показатели, обнаружены кишечные палочки, устойчивые к кипячению.
Изменения уровня вод реки
С 2012 года и по настоящий момент уровень вод реки Сосенки ниже гидротехнических сооружений характеризуется значительными перепадами, что свидетельствует о неблагополучном состоянии всей водной системы реки Сосенки на данном участке.
Так, до 2013 года, в период паводков разливы реки были незначительны. Весной 2015-2016 г.г. разливы вод реки в весенний период были столь обширны, что вызывали подтопления жилых домов, расположенных на прилегающих к реке территориях.
А в весенний период 2017 года жителями деревни наблюдалось, напротив ,критическое, ранее не бывалое, снижение уровня воды в реке в сочетании с критическим, ранее не наблюдавшимся переполнением вод ручьев и притоков Сосенки на прилегающих к реке территориях.
Непредсказуемые в последние годы изменения уровня вод в реке и на прилегающих территориях вызывает беспокойство населения, поскольку создает вероятность негативного влияния вод на имущество и здоровье местного населения.
Так как ручьи и запруды, являющиеся частью реки Сосенки, находятся не только вблизи домов, но и порой – под ними. А рядом с рекой, в низине по правому берегу с высоким уровнем стояния груновых вод, расположена деревня и вновь созданный поселок «Вяземское», в силу геологии рельефа (низменность) имеющий перекачиваемую, а не сливную канализацию, вероятность подтопления жилых строений и попадания зараженных вод реки в питьевые колодцы крайне высока.
Особое беспокойство при этом вызывает тот факт, что деревня и многочисленные СНТ расположены между рекой Сосенкой и регулярно подтопляемой весной территорией Хованского западного кладбища. Кладбище, отделенное от жилых строений дубравой -ООЗТ 68, где также отмечается традиционно высокое стояние грунтовых вод, а проблемы с подтоплением территорий могильника в весенний период настолько значительны, что для борьбы с ними требуется создание специальной системы отведения вод, как это отмечено главой Департамента развития новых территорий г.Москвы В. Жидкиным http://realty.interfax.ru/ru/news/articles/82535/
Наличие причинно-следственной связи между возникновением негативных изменений в состоянии водного объекта и заключением реки в коллекторы на данной территории.
Как ранее было отмечено в результате наблюдений, негативные процессы в реке совпали с возведением на ней гидротехнических сооружений и засыпкой различных частей ее водной системы.
Наиболее значительны эти негативные процессы на тех участках реки Сосенки и на тех прилегающих к ней территориях, которые расположенных в районе ее долины, в пойме, то есть — ниже установленных гидротехнических сооружений.
Совокупность данных обстоятельств указывает на то, что существует связь и между таким не типичным для реки Сосенки состоянием и возведением гидротехнических сооружений на ней.
На взаимосвязь между заключением водных объектов в коллекторы и разрушением водного объекта вследствие этого, неоднократно указано в нормативных актах г.Москвы.
Так, в Государственной программе г.Москвы «Развитие здравоохранения города Москвы на 2012-2020 годы» отмечено, что заключение малых рек в коллекторы является фактором снижающим качество воды в малых реках(п.1.9 раздел 1 Прил. к Постановлению Правительства Москвы от 04.10.11 №461-ПП).
В Концепции восстановления и реабилитации малых рек г. Москвы (раздел 2 Состояние прибрежных территорий» Прил. 1 к Постановлению Правительства Москвы от 17 июня 2003 г. N 450-ПП) также отмечено, что забор участков в коллекторы, использование прибрежных территорий под застройку различного функционального назначения приводит к прерывности (фрагментации) ландшафта, изменению гидрогеологической обстановки (подтоплению территорий, повышению уровня грунтовых вод) и ускоряет разрушение природного комплекса».
Причем, в данной программе, кроме вывода о вреде заключения рек в коллекторы для самих этих водных объектов, содержится также и вывод о вреде таких действий для всей водной сети г. Москвы в целом:
«На различных участках долины рек наблюдается различная степень нарушения биогеоценозов вплоть до полной его ликвидации в том месте, где река заключена в коллектор. Можно говорить об антропогенной дегрессии пойменных территорий»;
«В результате этого в настоящее время многие экологические функции водной системы и прилегающих территорий, такие как водоохранная, сохранение устойчивого биоразнообразия, частично утрачены, а ландшафтно-рекреационные функции недостаточно задействованы в градостроительной практике»;
Непрерывность речной сети в Концепции восстановления и реабилитации малых рек г. Москвы названа одним из четырех условий существования речной сети, как экологической инфраструктуры города, а «забор участков в коллекторы, использование прибрежных территорий под застройку различного функционального назначения приводит к прерывности (фрагментации) ландшафта, изменению гидрогеологической обстановки (подтоплению территорий, повышению уровня грунтовых вод) и ускоряет разрушение природного комплекса».
Разрушающее влияние коллекторов на состояние водного объекта обосновано в Программе анализом состояния рек Москвы на 2016 год.:
«Неоправданно и без должного обоснования большое количество водотоков заключено в коллекторы, что нарушает непрерывность и целостность водных объектов и водной системы г. Москвы в целом. Преобразование рек в речные коллекторы приводит к необратимым экологическим потерям:
— нарушаются процессы естественного самоочищения рек; ликвидируются речные долины, выполняющие в городе роль «экологических коридоров»;
— создаются условия для возможного подтопления прилегающих территорий, так как коллекторы рассчитаны на русловые расходы рек без учета общего объема поступления сточных вод, включая производственные (условно-чистые), от абонентов городской водосточной сети;
— проектирование и строительство коллекторов не предусматривает выполнение дренирующих функций окружающих территорий ввиду низкой водопроницаемости бетонных стенок труб по сравнению с естественными берегами русел рек;
— происходит заиление коллекторов, ведущее к необходимости проведения затратных работ по их промывке и очистке.
По степени техногенной трансформации малые реки г. Москвы могут быть классифицированы:
1 класс — сохранившиеся полностью, открытые на 90% протяженности;
2 класс — умеренно трансформированные, открытые на 90-50% протяженности;
3 класс — сильно трансформированные, открытые на 49-10% протяженности;
4 класс — полностью утраченные, закрытые на 90% протяженности.
Исходя из данной классификации, полностью утрачено 40 малых рек и ручьев (4 класс), сильно трансформированы — 27 (3 класс), умеренно трансформированы — 28 (2 класс); сохранившиеся — 38 (1 класс). Для Москвы в ряде случаев канализация рек представляется неоправданной».
Таким образом, наблюдениями доказано, что заключение реки в коллекторы является мощным фактором, разрушающим водный объект, и разрешение на проведение таких работ должно иметь серьезное обоснование в каждом отдельном случае.
В Концепции восстановления и реабилитации малых рек г. Москвы по этому поводу отмечено: «Существующая система пойменных и прибрежных территорий представляет собой фрагментированную цепочку незастроенных площадей с частично сохранившимся озеленением и природными сообществами в различной стадии антропогенной дегрессии. Долины рек трансформированы, подвержены оползневым и эрозионным проявлениям, отдельные участки водоохранных зон захламлены, имеют место незаконно размещенные постройки, некоторые участки русел рек завалены деревьями и мусором.
Это связано, с одной стороны, со сложившимся отношением к речной системе и прилегающим территориям как к «бесхозным неудобьям«, не представляющим градостроительного интереса или требующим более дорогостоящих инженерных решений при их освоении. С другой стороны, эти территории находятся под защитой природоохранного законодательства, ограничивающего возможность осуществления на них хозяйственной деятельности»
Между тем, экономические интересы хозяйствующих субъектов, выигрывающих на упразднении водоохранных зон в тех местах, где установлены коллекторы (ч.10 ст 65 ВК РФ), не может являться достаточным обоснованием для действий, создающих угрозу здоровью и экологическому благополучию человека, а так же – для уничтожения как самого федерального водного объекта реки Сосенки, так и прилегающих к ней территорий.
Негативные изменения состояния реки Сосенки и прилегающих к ней территорий, возникшие после заключения фрагментов реки в коллекторы, указывают, что в отношении этого водного объекта решения о предоставлении водного объекта в пользование для возведения этих гидротехнических сооружений были приняты без должного экспертного экологического, технического и экономического обоснования, без оценки возможных негативных последствий этих действий, что недопустимо.
Юридическое обоснование о недопустимости осуществления действий, способных причинить значительный вред состоянию природного ( водного) объекта без достаточных предварительных изысканий о степени их влияния на экологическую обстановку района и здоровье человека и серьезных обоснований необходимости осуществления этих действий.
О статусе реки Сосенки и ее русловых прудов, как объекта правового регулирования
- Водные объекты, за исключением прудов, обводненныых карьеров, находятся в собственности Российской Федерации (ст.8 ВК ФР)
- Установление на создаваемый на водотоке водный объект иной кроме федеральной формы собственности не имеет правовых оснований (Письмо Минприроды России от 23 августа 2012 г. N 03-14-33/13260).
- Русловые пруды, образованные водоподпорными сооружениями, по сути, являются водохранилищами и относятся к федеральной собственности. Данная позиция подтверждается письмом Минприроды России от 23 августа 2012 г. N 03-14-33/13260 (Федеральное агентство по рыболовству, Информация от 12 марта 2015 года)
Окружающая среда, элементом которой являются водные объекты, подлежит охране и защите.
- Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия , вызванного хозяйственной и иной деятельностью ( ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 -13 ФЗ « Об охране окружающей природной среды»).
- Приоритет охраны водных объектов перед их использованием; использование водных объектов не должно оказывать негативного воздействия на окружающую природную среду – принципы законного и иного нормативного регулирования водных отношений (ст.3 Водного кодекса РФ).
- Водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде; вести учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (ст. 39 Водного кодекса РФ)
- Водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека, возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст. 41 ВК РФ).
- При проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ст.42 ВК РФ).
- При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов (ст.55 ВК РФ)
При использовании водного объекта, вредное воздействие на него должно быть минимально, строго лимитировано, обосновано.
- При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты(ст.60 ВК РФ).
- Использование водохранилищ, площадь которых менее 0.5 кв. км, осуществляется в соответствии с типовыми правилами использования водохранилищ, которые в том числе содержат требования о безопасности водоподпорных сооружений, образующих водохранилище, о безопасности жителей и безопасности хозяйственных объектов в прибрежной зоне водохранилища и на нижележащем участке водотока (ст.45 ВК РФ)
- Предоставление водного объекта федеральной формы собственности в пользование для целей строительства гидротехнических сооружений, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов требует принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование со стороны уполномоченных органов (ст.11 ВК РФ)
- При принятии решения о предоставлении водного объекта в пользование проверяется соответствие условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства; запрашиваются сведения о наличии положительного заключения государственной экспертизы и об акте о его утверждении (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (п.10(1), п.20 Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 Правил «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»)
- в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование указывается: обоснование вида, цели и срока водопользования; сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте, о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта, материалы в графической форме с отображением водного объекта и размещения средств и объектов водопользования, сведения о технических параметрах указанных гидротехнических сооружений и прочее.
- Представление документов не в полном объеме, запрет или ограничение на использование водного объекта в заявленных целях со стороны закона — основание для отказа в рассмотрении заявления и основанием для отказа выдачи решения ( п.17, п.22)
- При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается:
1). осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах);
2) производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект;
3) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций (ст.60 ВК РФ)
На федеральном уровне разработана целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 годах» (распоряжение Правительства РФ от 28.07.2011 №1316-р), где органам МСУ делегируются в первую очередь функции по охране водных объектов федеральной формы собственности (преимущественно малых рек), утративших способность к самоочищению. Для реализации этой программы предусмотрены мероприятия по восстановлению и реабилитации водных объектов, среди которых восстановление малых рек поименовано отдельно (VI раздел).
Ранее на уровне субъекта была разработана Концепция восстановления и реабилитации малых рек г.Москвы, где в качестве мероприятий по восстановлению и реабилитации малых рек указано:
-определение участков заключенных в коллекторы водных объектов, по которым возможно восстановление открытых русел малых рек, и разработка проектов по возврату их в естественное природное состояние.
-разработка индивидуальных проектов по реабилитации прибрежных территорий и долин малых рек (озеленение, рекультивация почвы, благоустройство) с учетом их функционального назначения.
— санация почвенного покрова прилегающих территорий малых рек.
ПРОЩЛО 2 МЕСЯЦА. Ответ до сих пор не получен.
На основании изложенного, в целях купирования негативных процессов, влияющих на состояние федерального водного объекта – реки Сосенки, охраны и сохранения этого водного объекта, и в целях своевременного выявления, прогнозирования, предотвращения негативного воздействия вод реки Сосенка на прилегающие территории,
Мы надеемся , что государственные органы в сфере надзора, охраны, управления природными ресурсами и водными объектами, осуществят следующие действия в пределах своей компетенции:
Проведут проверку
— законности действий хозяйствующих субъектов и должностных лиц, допустивших фрагментарное заключение в коллекторы реки Сосенки и ее русловых прудов на территории Сосенского поселения в районе технопарка ИНДИГО и ТК ФУДСИТИ по заявкам частных хозяйствующих субъектов, с созданием искусственных земельных участков и частичной засыпкой этих водных объектов;
— обоснованности выданных решений о предоставлении реки Сосенки и ее русловых прудов в пользование на территории Сосенского поселения в районе технопарка ИНДИГО и ТК ФУДСИТИ для целей возведения гидротехнических сооружений, необходимыми предварительными исследованиями, заключениями, экспертизами в области их влияния на водный объект и прогнозирования последствий такого использования водного объекта ; ( на основании ст.36 ВК РФ)
и в случае выявления нарушений законодательства инициируют действия по принудительному прекращению права пользования водным объектом и возвращению его в исходное состояние (на основании ст.9-10 ВК РФ)
- Организуют и проведут наблюдение и мониторинг
— за гидротехническими сооружениями на реке Сосенке и ее русловых прудах на территории Сосенского поселения в районе ТК ФУД СИТИ и технопарка ИНДИГО, созданными на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование — при участии Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства по недропользованию, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды , а также – представителей органов исполнительной власти г.Москвы (на основании п.8 Постановления Правительства РФ от 10.04.2007 № 219)
— текущего состояния реки Сосенки и ее трех русловых прудов на территории Сосенского поселения — на основании п.4 ст.24 ВК РФ и п.1 ч.3 ст.30 ВК
- Сообщат сведения
— о лицах, ответственных за ведение наблюдений за уровнем воды в русловых прудах реки Сосенки (водохранилищах) с графиками колебаний уровня воды в водохранилище, построенном на основе данных наблюдений ( на осн.п.27 Приказа Минприроды РФ от 24.08.2010 №330)
— о мероприятиях по охране реки Сосенки, предусмотренных при проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации гидротехнических сооружений, допущенных к созданию на реке Сосенке и ее русловых прудов (на основании ч.1 ст.42 ВК РФ, ч.2 ст.62 ВК рф, ч.1 ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды»)
— из государственного водного реестра(водные объекты и ресурсы, водопользование, инфраструктура на водном объекте) в отношении реки Сосенка (на основании ч.6 ст. 31 ВК РФ)
- Предоставят копии решений
— Окского бассейнового совета Московско-Окского БВУ, содержащих рекомендаций по использованию и охране водного объекта, распространяющихся на реку Сосенку и ее русловые пруды ( на основании ч1 ст.29 ВК РФ)
— о предоставлении реки Сосенки и ее русловых прудов, расположенных на территории Сосенского поселения, в пользование — по заявкам частных хозяйствующих субъектов, расположенных на территории технопарка ИНДИГО и ТК ФУДСИТИ (на основании п.12 ст.3, ч.6 ст. 31 ВК РФ)
- Включат в состав бассейнового совета представителей Местного Общественного Движения «Содружество Николо-Хованское» (на основании ч.3 ст. 29 ВК РФ)